В эпоху, когда онлайн-дезинформация, по-видимому, повсюду, а объективные факты часто оспариваются, психологи Калифорнийского университета в Беркли в новом исследовании представили несколько парадоксальное частичное решение: подвергайте маленьких детей большему количеству дезинформации в Интернете, а не меньшему.
Делая это в ограниченных обстоятельствах и при тщательном контроле и обучении, можно помочь детям получить инструменты, которые им понадобятся для отделения фактов от вымысла в Интернете, сказал Эван Ортисио, аспирант кафедры психологии Калифорнийского университета в Беркли и ведущий автор статьи, опубликованной сегодня (четверг, 10 октября) в журнале Nature Human Behaviour.
Ортисио утверждает, что, учитывая естественный скептицизм детей и раннее воздействие безграничной дезинформации в Интернете, для взрослых крайне важно научить их практическим навыкам проверки фактов. Вместо того чтобы пытаться полностью очистить их онлайн-среду, он сказал, что взрослые должны сосредоточиться на оснащении детей инструментами для критической оценки информации, с которой они сталкиваются.
«Нам нужно дать детям опыт игры этими мускулами скептицизма и использования этих навыков критического мышления в этом онлайн-контексте, чтобы настроить их на будущее, где они будут находиться в этих контекстах почти 24/7», — сказал Ортисио.
Ортисио и его коллеги провели пару экспериментов с участием 122 детей в возрасте от 4 до 7 лет, чтобы проверить, как меняется их уровень скептицизма в разных онлайн-средах.
В первом исследовании им показывали электронную книгу с разной степенью правдивости и ложности утверждений о животных. Например, рядом с изображением зебры некоторым детям показывали правду, например, что у зебр есть черные и белые полоски. Другим показывали ложь о том, что зебры красные и зеленые. На основе этой информации они указывали, были ли утверждения правдивыми или ложными. Во втором исследовании имитировались результаты поисковой системы и предлагались похожие факты и вымыслы о животных.
Затем дети оценивали правдивость нового утверждения в том же цифровом контексте, на этот раз об инопланетном виде под названием Zorpies. На экране были изображения 20 так называемых Zorpies. На лице одного из пришельцев было видно, что у него три глаза; остальные Zorpies носили темные солнцезащитные очки, скрывающие глаза.
Затем детей попросили решить, все ли Zorpies имеют три глаза. Но перед принятием окончательного решения участникам разрешили проверить факты, нажав на любое количество пришельцев, сняв солнцезащитные очки и показав глаза. Поскольку дети ничего не знали об инопланетянах, их скептицизм мог исходить только из их оценки того, насколько надежна эта цифровая платформа.
Исследователи обнаружили, что дети, которые были наиболее прилежны в проверке фактов утверждений Zorpies, также были теми, кто видел больше ложных утверждений о животных в начале исследования. Между тем, те, у кого была более надежная среда с меньшим количеством ложных утверждений в начале исследования, почти не проверяли факты. Компьютерное моделирование подтвердило, что дети в более ненадежной среде с большей вероятностью опровергали потенциальную дезинформацию.
«Дети могут адаптировать свой уровень скептицизма в соответствии с качеством информации, которую они видели ранее в цифровом контексте», — сказал Ортисио. «Они могут использовать свои ожидания относительно того, как работает эта цифровая среда, чтобы вносить разумные коррективы в то, насколько они доверяют или не доверяют информации по ее номинальной стоимости — даже если они почти ничего не знают о самом контенте».
Проект родился из острой необходимости понять, как дети справляются с ситуацией во все более онлайн-мире. Предыдущие исследования показали, что, по оценкам, треть детей пользуются социальными сетями к 9 годам, и что несовершеннолетние сталкиваются с дезинформацией о здоровье в течение нескольких минут после создания учетной записи TikTok.
Даже платформы, которые якобы курируются для молодой аудитории, такие как YouTube Kids, стали пространствами для токсичного контента и дезинформации. Это особая проблема, подчеркнул Ортисио, потому что у родителей может сложиться впечатление, что это безопасные места, которые их дети могут исследовать.
Но, как показывает новое исследование, это может дать ложное чувство безопасности и позволить лжи и проблемному контенту остаться без проверки и быть воспринятыми как истина и приемлемость.
«Наша работа предполагает, что если у детей есть некоторый опыт работы в контролируемой, но несовершенной среде, где они сталкиваются с вещами, которые не совсем правильны, и мы показываем им процесс выяснения того, что на самом деле правда, а что нет, это настроит их на большую бдительность», — сказал Ортисио.
Ортисио знает, что не у каждого родителя есть время постоянно следить за привычками ребенка в отношении медиа. Вместо того чтобы пытаться создать самый очищенный уголок Интернета, он сказал, что родители должны обсуждать со своими детьми, как проверять заявления и говорить о том, что они видят.
Также важно иметь четкие ожидания относительно того, что платформа может и не может предоставить.